Проблемы с речью у детей разного возраста: какие нормы и что делать

проблемы у детей с развитием речи Заболевания головы, волос, ЦНС и психики, лечение, лекарства

Развитие детской речи — это сложный и многогранный процесс, который проходит через несколько этапов. Каждый из них характеризуется своими особенностями и закономерностями. В основе нормального развития речи лежат как физиологические, так и психологические аспекты, которые обеспечивают формирование речи у ребенка.

В данном материале представлена схема нормального развития детской речи по А.Н. Гвоздеву, которая подробно описывает каждый этап этого процесса. Мы рассмотрим периоды от однословного предложения до усвоения сложных грамматических структур, уделяя внимание таким аспектам, как развитие предложения, усвоение речи, слоговая структура слов и звуковая сторона языка.

Этот материал будет полезен как родителям, так и специалистам, работающим в области детской психологии и логопедии, поскольку он позволяет лучше понять, как развивается речь у детей и какие факторы влияют на этот процесс.

Что и когда должен уметь ваш малыш в состоянии нормы

Однословные предложения (1 год 8 мес.)

  • развитие предложения (фразы): в этот период дети начинают использовать отдельные слова, количество которых составляет около 27. Эти слова не являются полноценными предложениями, а представляют собой аморфные слово-корни;
  • усвоение речи: в основном дети используют названия лиц и предметов, таких как “мама”, “папа”, “мяч” (около 22 слов). Позже появляются названия действий, например, “ди”, “бух” (около 5 слов);
  • слоговая структура слов: в словах воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых, например, “га-га”, “ту-ту”);
  • усвоение звуковой стороны языка: дети начинают произносить звуки: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Стечения согласных еще отсутствуют.

Объединение двух корней (1 год 8 мес.)

  • развитие предложения (фразы): дети начинают объединять два аморфных слова в одном предложении, количество слов увеличивается до 87;
  • усвоение речи: появляются несклоняемые существительные и неспрягаемые формы глаголов во втором лице единственного числа повелительного наклонения, такие как “писи”, “ниси”, “ди”, “дай”;
  • слоговая структура слов: воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных словах один слог опускается;
  • усвоение звуковой стороны языка: появляются звуки хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Появляются стечения согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк.

Усвоение грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. – 2 года)

  • развитие предложения (фразы): дети начинают строить предложения из 3-4 слов. Согласование именительного падежа с глаголом, развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны;
  • усвоение речи: начинают употреблять падежи: винительный падеж с окончанием –у, именительный падеж множественного числа с окончанием –ы, –и (фонетически всегда –и), иногда предложный падеж с окончанием –е. Появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • слоговая структура слов: в трехсложных словах опускается преударный слог, например, “кусу”, может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах;
  • усвоение звуковой стороны языка: твердые согласные н, т, ц. Большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Усвоение флексной системы языка (2 года – 2 года 6 мес.)

  • развитие предложения (фразы): появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами;
  • усвоение речи: появляется употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения, например, “лоскам”, “вилкам”. Замена окончаний. Появляются суффиксы. Усваиваются дательный и творительный падежи, главенствующие падежные окончания в единственном числе: -у, -е, -а, -ом, реже –ой. Во множественном числе –ы (фонетически всегда –и);
  • слоговая структура слов: в многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки;
  • усвоение звуковой стороны языка: твердые согласные с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуляционно близких звуков. Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно.

Усвоение служебных частей речи (2 года 6 мес. – 3 года)

  • развитие предложения (фразы): развитие сложного предложения. Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи;
  • усвоение речи: остается неусвоенной категория рода. Усвоены главенствующие падежные окончания множественного числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания –ов на другие склонения, например, “стулов”. Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличительности, принадлежности;
  • слоговая структура слов: слоговая структура слова нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;
  • усвоение звуковой стороны языка: усваиваются следующие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц. Заканчивается усвоение стечения согласных.

Усвоение морфологической системы русского языка (3-4 года)

  • развитие предложения (фразы): дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;
  • усвоение речи: различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей – нулевая флексия. Появляются собственные словоформы. Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении;
  • слоговая структура слов в основном усвоена;
  • усвоение звуковой стороны языка полностью завершено.

Усвоение сложных грамматических структур (4-6 лет)

  • развитие предложения (фразы): дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом “который”;
  • усвоение речи: практически усваиваются все частные грамматические формы. Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм;
  • слоговая структура слов усвоена полностью;
  • звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении.

Примеры ситуаций и рекомендации для родителей, когда стоит беспокоиться

Ребенок не говорит в возрасте 1 года

Пример: мама замечает, что ее ребенок в возрасте 1 года еще не произносит ни одного слова, хотя его сверстники уже начинают говорить “мама” и “папа”.

Рекомендации:

  • Не паниковать: каждый ребенок развивается в своем темпе, и небольшие задержки могут быть нормой.
  • Стимулировать речь: постоянно разговаривайте с ребенком, называя предметы, действия и людей. Читайте ему книги, пойте песни.

Обратиться к специалисту: если к 18 месяцам ребенок все еще не говорит, стоит проконсультироваться с педиатром или логопедом для исключения возможных проблем.

Ребенок говорит, но нечетко

Пример: мама замечает, что ее ребенок в возрасте 2 лет произносит слова нечетко, заменяя одни звуки другими, например, говорит “тата” вместо “папа”.

Рекомендации:

  • Показывать правильное произношение: Повторяйте слова правильно, не исправляя ребенка, а просто повторяя его фразу корректно.
  • Игры для развития артикуляции: Используйте игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционного аппарата, такие как надувание мыльных пузырей, игры с языком.

Консультация с логопедом: Если к 3 годам речь ребенка остается нечеткой, стоит обратиться к логопеду для оценки и возможной коррекции.

Ребенок не строит предложения

Пример: Мама обеспокоена тем, что ее ребенок в возрасте 2,5 лет говорит только отдельные слова и не строит простые предложения.

Рекомендации:

  • Развивать словарный запас: Расширяйте словарный запас ребенка через игры, чтение книг и разговоры.
  • Моделировать фразы: Создавайте ситуации, где ребенок может использовать простые фразы, например, “дай мяч”, “хочу пить”.

Обратиться к специалисту: Если к 3 годам ребенок не начинает строить предложения, рекомендуется консультация у логопеда.

Ребенок смешивает звуки и слова

Пример: Мама замечает, что ее ребенок в возрасте 3 лет часто смешивает звуки и слова, говорит “лоскам” вместо “ложкам” или “вилкам” вместо “вилки”.

Рекомендации:

  • Использовать игры для развития фонематического слуха: Играйте в игры, которые помогают развивать фонематический слух, такие как “найди лишнее слово” или “угадай звук”.
  • Четко проговаривать слова: Важно четко проговаривать слова в общении с ребенком, чтобы он мог их правильно слышать и воспроизводить.

Консультация с логопедом: Если смешение звуков и слов сохраняется, стоит обратиться к логопеду для диагностики и коррекции.

Ребенок не понимает речь

Пример: Мама замечает, что ее ребенок в возрасте 2 лет не реагирует на простые просьбы и не понимает обращенную к нему речь.

Рекомендации:

  • Проверить слух: Убедитесь, что у ребенка нет проблем со слухом, посетив отоларинголога.
  • Упрощать инструкции: Давать ребенку простые и понятные инструкции, сопровождая их жестами и мимикой.

Обратиться к специалисту: Если проблемы с пониманием речи сохраняются, стоит обратиться к педиатру и логопеду для дальнейшего обследования.

Эти рекомендации помогут родителям своевременно заметить и корректировать возможные отклонения в развитии речи у детей, обеспечивая им необходимую поддержку и помощь.

Несколько слов про эксперта

нормы развития речи у ребенка
Александр Николаевич Гвоздев (15.03.1892 — 1959) — основоположник Самарской научной лингвистической школы (русистики). Он автор первого вузовского учебника «Современный русский литературный язык» и пионер в исследовании детской речи. Специализировался в фонетике, фонологии, орфографии, стилистике, диалектологии и грамматике. Автор 100 научных работ, включая 14 книг, переведенных на многие языки. Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Куйбышевского пединститута, член-корреспондент АПН РСФСР.

Оцените статью
Добавить комментарий