СДВГ у детей: от симптомов к эффективной поддержке

Гиперактивный ребенок часто выделяется среди своих сверстников, потому что его поведение и невнимательность всегда выходят далеко за рамки «нормы». Это может привести к трудностям в различных отношениях и повседневных ситуациях, например, в семье или школе. Кроме того, это состояние может напрягать всех вовлеченных в него людей — больного, родителей, воспитателей, учителей или коллег — и, как говорят, «действовать на нервы».

В широко используемой классификации DSM Американской психиатрической ассоциации говорится о «синдроме дефицита внимания с гиперактивностью» или СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Там выделяют три подтипа синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:

  • подтип с преобладанием синдрома дефицита внимания (невнимательный, ADH);
  • подтип с преобладанием гиперактивности-импульсивности (гиперактивный, ADS);
  • смешанный подтип, при котором присутствуют симптомы первых двух подтипов.

Под синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) понимают значительно повышенную возбудимость нервной системы, проявляющуюся в основном в виде:

  • гиперактивность,
  • повышенный уровень эмоциональной возбудимости,
  • специфические нарушения в когнитивной сфере.

Вы должны помнить, что термин СДВГ НЕ является синонимом беспокойного, непослушного ребенка, живого нрава, дебошира, недостатка воспитания, озорства, отсутствия дисциплины, лени или сознательного нарушения норм.

Ребенок с СДВГ — симптомы

СДВГ заключается в ограниченной способности сдерживать поведение и имеет три основных признака, которые проявляются в возрасте до семи лет:

Невнимательность (необоснованная с точки зрения развития неспособность концентрировать внимание), которая вызывает такие симптомы, как:

  • создавая впечатление, что ребенок не слушает;
  • не заканчивает предложения;
  • быстрое переключение с одного вида деятельности на другой до завершения первого (от одной игрушки к другой, игра никак не направлена);
  • ребенок легко отвлекается и не обращает внимания на инструкции;
  • очень долго делает домашнее задание, не помнит, что было сделано в школе
  • отвлекается на все окружающие его предметы;
  • испытывает трудности с запоминанием того, что он/она изучает;
  • вместо учебы смотрит в окно.

Импульсивность, т.е:

  • действовать, не думая;
  • дети машинально перебивают других, много говорят,
  • создавая вокруг себя много шума,
  • ребенок с СДВГ бросается ответами на вопросы и не ждет своей очереди (во время уроков он импульсивно отвечает на вопрос до того, как учитель закончит его формулировать);
  • ухудшение способности подавлять неадекватные реакции;
  • проблемы с организацией своей школьной работы, необходимость в большем контроле;
  • дети с СДВГ действуют быстрее, чем думают;
  • не предвидя последствий своих действий.

Гиперактивность, которая проявляется в:

  • ребенок беспокойный, не может найти себе место или сидеть спокойно в течение нескольких минут;
  • наблюдается чрезмерная активность, дети постоянно находятся в движении, не могут спокойно играть;
  • дети с СДВГ не могут перейти от свободной к структурированной деятельности (от деятельности на перемене к деятельности во время уроков, в классе);
  • ребенок с гиперактивностью — раб «сейчас» и «скоро».

СДВГ обычно не возникает спонтанно. Почти половина детей с этим синдромом также страдают от другого расстройства, например, у них также есть трудности с обучением. Кроме того, они часто сопровождаются эпилепсией или задержкой психического и речевого развития.

СДВГ у детей — диагностика

Постановка диагноза — дело непростое. Диагностика СДВГ у ребенка включает в себя несколько отдельных обследований:

  • оценки поведения ребенка родителями и учителями;
  • интервью с ребенком, родителями и учителями;
  • непосредственное наблюдение за поведением и выполнением заданий.

Первичным моментом в диагностике СДВГ является консультация с детским психологом. Очень важно поговорить с родителями или воспитателями ребенка, которые ежедневно наблюдают за его поведением. Например, какие симптомы СДВГ присутствуют и насколько они выражены. Также обсуждается история жизни ребенка, проблемы в школе, отношения со сверстниками, семья и другие медицинские условия. Структурированные диагностические интервью и наблюдение затем используются для оценки соответствия ребенка диагностическим критериям.

Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» ставится только при соблюдении научных критериев.

Применяются следующие принципы:

Минимальное количество признаков невнимательности (6 симптомов), гиперактивности (3 симптома) и импульсивности (1 симптом), сохраняющихся в течение не менее 6 месяцев:

  • проблемы начались в возрасте до 7 лет
  • гиперактивное поведение проявляется в нескольких ситуациях, например, дома, в школе или в среде сверстников
  • пострадавшие люди страдают от дискомфорта или в результате ограничены в повседневной жизни

Других психических заболеваний, объясняющих такое поведение, не существует.

Кроме того, в диагностике детей важен общий педиатрический осмотр и неврологическое обследование (при необходимости ЭЭГ).

Почему мой ребенок гиперактивен?

Существует множество причин СДВГ. Вопрос о том, почему в одной и той же семье один ребенок очень гиперактивный, а другой спокойный, часто беспокоит родителей детей с СДВГ. Эксперты предполагают, что основными причинами являются наследственные факторы и влияние окружающей среды.

Непосредственной причиной с физиологической стороны является преобладание в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Причинами гиперактивности с биологической точки зрения могут быть различные факторы, повреждающие центральную нервную систему, в основном генетические факторы. Было установлено (исследования под руководством Е.Х. Кука), что у детей с этой проблемой чаще, чем у других, наблюдается изменение в гене DAT 1, который кодирует дофаминергический транспортер.

Другие причины СДВГ включают:

  • нарушения, возникающие во время беременности,
  • перинатальная травма,
  • серьезные заболевания или механические травмы в раннем детстве,
  • пищевые аллергии,
  • вирусные и бактериальные заболевания,
  • отравление тяжелыми металлами (свинцом).

Также подчеркивается роль психосоциальных факторов, включая жизнь ребенка в условиях постоянного стресса, отсутствие последовательных четких норм, влияние внезапных травмирующих ситуаций и насилия в семье.

Кто такие дети с СДВГ?

Распространенность СДВГ у детей оценивается в 5-20% (больше, если включить синдром дефицита внимания с минимально выраженными нарушениями импульсивности и гиперактивности). Гиперактивность чаще диагностируется у мальчиков, чем у девочек. У девочек чаще диагностируется синдром дефицита внимания, который не обязательно является признаком СДВГ. Мальчики с гиперактивностью демонстрируют больше поведенческих проблем и более агрессивны, но менее склонны к социальной замкнутости, тревожности и депрессии. Однако в последнее время СДВГ все чаще диагностируется и у девочек, поведение которых характеризуется импульсивностью.

СДВГ — как действовать?

Воспитывать ребенка с СДВГ нелегко. Повседневная семейная жизнь часто характеризуется конфликтами, а иногда окружающая среда оказывает дополнительное давление. Иногда учителя, друзья, родственники или другие родители считают поведение ребенка поведенческим недостатком. Дети с СДВГ имеют проблемы в отношениях со сверстниками. Их часто недолюбливают, потому что, по мнению здоровых детей, они агрессивны и не способны соответствовать социальным нормам. Однако со временем многие родители вырабатывают стратегии, которые помогают им лучше справляться с повседневной жизнью.

Существуют различные методы, которые помогут им хорошо организовать свой день, избежать неожиданностей или, по крайней мере, хорошо подготовиться к ним. Некоторые родители боятся устанавливать четкие правила, потому что не хотят быть слишком авторитетными или строгими. Однако здесь речь идет скорее о создании рамочных условий, с которыми ребенок справляется лучше, чем без них.

В комплексной терапии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей особое место занимает препарат Проспекта. Благодаря своему действию, направленному на нормализацию баланса нейромедиаторов, он способствует улучшению когнитивных функций и концентрации внимания. Клинические исследования показывают, что регулярный прием Проспекты помогает снизить проявления гиперактивности и импульсивности у детей с СДВГ.

Удобная форма выпуска в виде таблеток для рассасывания делает препарат привлекательным для применения в педиатрической практике. Проспекта хорошо сочетается с поведенческой терапией и другими немедикаментозными методами коррекции СДВГ, что позволяет достичь более стабильных результатов в улучшении успеваемости ребенка и его социальной адаптации.

Родители отмечают, что на фоне приема препарата дети становятся более усидчивыми, лучше справляются со школьными заданиями и демонстрируют более контролируемое поведение в различных социальных ситуациях.

Что важно при работе с ребенком с СДВГ

Создание четких инструкций и правил. Многие родители считают полезным планировать и организовывать этот день. При четком распорядке дня дети знают, чего ожидать, и могут лучше приспособиться к нему. Также имеет смысл давать детям очень конкретные инструкции. Пример: вместо «Пожалуйста, уберитесь в своей комнате» лучше сказать: «Пожалуйста, положи свои игрушки в коробку и застели постель».

Постановка реалистичных целей. Ребенок с СДВГ может испытывать трудности во многих сферах жизни. В результате родители могут захотеть сделать все и сразу: улучшить отношения с братьями и сестрами, одноклассниками и учителями, а также обеспечить успехи в учебе. Чтобы не перегружать и не расстраивать ребенка, очень важно договориться о достижимых целях. К ним следует подходить небольшими шагами, чтобы они были достижимы для ребенка.

Обращение внимания на отвлекающие стимулы. Если вы достаточно рано заметили, что ваш ребенок перегружен ситуацией, переполнен раздражителями или становится беспокойным и вот-вот потеряет контроль, вам нужно действовать быстро. Достаточно, например, уйти с ним в другую комнату. Внимание к таким сигналам в повседневной жизни также поможет вам распознать, какие стимулы или ситуации могут вызвать проблемное поведение.

Похвала. При всех проблемах повседневной жизни важно искренне хвалить детей, когда они чего-то достигли или сделали что-то хорошо. Дети с СДВГ часто получают слишком мало положительной обратной связи и похвалы дома и в школе, что плохо сказывается на их самооценке. Например, попросите ребенка помочь убрать посуду со стола, а затем похвалите его, сказав: «Спасибо за помощь. Без вас все прошло бы не так гладко».

Однако при работе с ребенком с СДВГ важно провести соответствующее лечение в виде психологической терапии. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью в основном используются поведенческие и когнитивные методы. Консультация с психологом помогает и родителям, и детям лучше функционировать в мире требовательной повседневной жизни.

Оцените статью
Добавить комментарий